С 1 сентября 2011г. начал действовать новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
С 1 сентября 2011г. вступил в силу Приказ № 342н от 26.04.2011г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», выполнения ст. 212 Трудового Кодекса РФ, Руководства Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.
Результаты аттестации используются в целях:
1. Разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
2. Установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда.
3. Информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях.
4. Контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
оценки профессионального риска.
5. Обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты.
6. Подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
7. Подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
8. Подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников.
9. Расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
10. решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания.
11. Рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников.
12. Санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда.
13. Обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.
14. Приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
15. Обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
16. Сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Аттестационная комиссия, созданная работодателем, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.
В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.
Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.
Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиями охраны труда включает в себя:
1) оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
2) оценку травмоопасности рабочих мест;
3) оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
4) комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации.
Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
Внеплановая аттестация проводится:
1. В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
2. По результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.
Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.
В ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а именно влечет наложение административного штрафа:
1) на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
2) на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В г. Воронеж аттестацию рабочих мест проводят Автономное учреждение Воронежской области «Центр охраны и медицины труда» (регистрационный №19 от 3.08.2010г. в реестре аккредитованных Министерством здравоохранения и социального развития организаций), Автономная некоммерческая образовательная организация Воронежский учебный центр «Охрана труда» (регистрационный №28 от 5.08.2010г. в реестре аккредитованных Министерством здравоохранения и социального развития организаций), Автономная некоммерческая образовательная организация «Учебный центр «ЛОГОС» (регистрационный №146 от 26.08.2010г. в реестре аккредитованных Министерством здравоохранения и социального развития организаций), Торгово-промышленная палата Воронежской области.