30 ноября 2001

Реформа ценообразования в строительстве

Минстрой в рамках реформы ценообразования в строительстве — так называемой концепции «400 дней» — опубликовал поправки в Градостроительный кодекс, меняющие порядок расчета цен на госстройки. Правка законодательства вызвана претензиями Счетной палаты к Федеральному центру ценообразования в строительстве (ФЦЦС) — формально скандал возник из-за кратного удорожания олимпийских строек и строительства космодрома Восточный. По его итогам президент Владимир Путин поручил правительству подготовить реформу строительного ценообразования.

Одно из важнейших предложений концепции «400 дней» — переход от базисно-индексного метода расчета стоимости строительства (когда цены из сметной базы еще советских времен каждый год корректируются расчетным индексом) к ресурсному (умножению объема требуемых ресурсов на их стоимость). Как заявлял глава Минстроя Михаил Мень, переход может быть завершен к 2018 году. Впрочем, для расчетов по ресурсному методу Минстрою понадобится аналогичная сметная база строительных ресурсов — она предусмотрена в законопроекте.

«Ценообразование сегодня — процесс абсолютно непрозрачный, компании, подрядчики и регионы используют разные методики при определении цены,— говорит руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев,— стоимость одних и тех же работ может быть разной даже в одном регионе». Еще одна проблема (как для нынешней, так и для будущей базы) — отсутствие объективной и достоверной информации о стоимости ресурсов и методик ее сбора и оценки. Ее поправки и предлагают решить, закрепив ответственность за госполитику в сфере ценообразования в строительстве за Минстроем. Все данные должны быть обновлены и собраны в единый госреестр — в него включаются сметные нормативы и данные об индексах изменения стоимости строительства. Для госстроек можно будет использовать только их.

Реестр будет размещен на сайте Минстроя, он же будет вести мониторинг цен на ресурсы. Разрабатывать сметные нормативы по госзаданию, впрочем, будет все тот же ФЦЦС (в Минстрое уточняют, что по итогам открытого конкурса), но в ведомстве заверяют, что новый порядок «практически исключает» риски завышения сметной стоимости, она будет рассчитываться по открытым данным. Сами нормативы по проекту до включения в реестр должны пройти экспертизу. Ее будет осуществлять Главгосэкспертиза и эксперты, аттестованные министерством.

По срокам реформа растянется на три года. В 2016 году Минстрой займется информационным обменом с СРО и ассоциациями производителей стройматериалов, в 2017-м будет внедряться единая база, а в 2018 году сметные нормативы будут регулярно обновляться и переводиться на расчет по ресурсному методу. Это «подразумевает более точную оценку стоимости ресурсов, которая приведет к экономии бюджетных средств», обещают в Минстрое. Оценок экономии там пока не делали — их можно будет дать только после запуска системы.

Появление новых поправок автоматически проблемы не решит, полагает Николай Николаев, все будет зависеть от того, будет ли прозрачен сам механизм ценообразования. Напомним, ранее Минстрой предлагал другой законопроект, ограничивающий аппетиты застройщиков «сверху»: по нему сметная стоимость инвестпроекта не сможет превышать бюджетных ассигнований на него.

Источник: «Коммерсант»

 

Назад к списку новостей
Дата последнего изменения: 16.09.2024